Пост-релиз всероссийского научно-практического семинара центров (служб) психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет
В рамках реализации проекта «Организационно-техническое и экспертно-методическое сопровождение деятельности центров (служб) оказания психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, преимущественно не посещающих дошкольные образовательные организации» состоится семинар "общественно-профессиональное обсуждение результатов реализации гранта центров (служб) психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет в 2021 году".
В рамках семинара, проводимого в 2021 году, посвященного обсуждению результатов реализации грантов центрами (службами) психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, были представлены основные направления работы консультационных центров (служб). В работе семинара приняли участие 825 руководителей и 1925 специалистов из 76 регионов и 1618 муниципалитетов. Широкий охват был обеспечен гибридными технологиями работы и возможностью подключения онлайн к работе семинара. Участники семинара ознакомлены с лучшими практиками организации консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, получены комментарии экспертов на часто задаваемые вопросы, связанные с тематикой обеспечения работы центров (служб) психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям.
На пленарном обсуждении в докладе заслуженного профессора Института образования НИУ Высшая школа экономики, к.э.н. И.В. Абанкиной рассматривались тренды в развитии консультационной помощи в России, в частности основное внимание было уделено достижениям и ограничениям оказания помощи родителям с детьми дошкольного возраста на основе анализа практики деятельности центров получателей грантов. В докладе ведущего эксперта Института образования НИУ ВШЭ, к.ю.н. А.А. Вавиловой были представлены важные правовые вопросы регулирования деятельности центров оказания помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе вопросы трудовых отношений при реализации грантов, вопросы защиты интеллектуальной собственности, а также вопросы защиты персональных данных, что очень актуально для руководителей консультационных центров и специалистов, которые в них работают.
Опыт сетевого взаимодействия оказания комплексной помощи в рамках организации консультирования родителей, в том числе детей с ОВЗ, представлен в докладе директора ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 1 г. Энгельса» В.В. Попова, который раскрыл для участников логику работы с грантами в стратегии развития образовательной организации. Как помочь современным родителям справляться с вызовами нового времени рассмотрела в своем докладе проректор государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево), к.ф.н. Э.Н. Яковлева. Она убедительно показала, что правильно принятые на старте проектов поддержки консультирования родителей технологические решения позволяют избежать ошибок и наладить реальное масштабирование лучших практик. Так, в частности, в Московской области решения были основаны на использовании современных информационных систем на базе 1С, это помогло обеспечить организацию электронной очереди и записи на консультации, быструю обработку запросов и обеспечение обратной связи.
В процессе обсуждения лучших практик участники пришли к выводам, что обеспечение доступности независимо от места жительства, в том числе с использованием дистанционных технологий оказания помощи пока развито недостаточно. К позитивным моментам следует отнести обеспечение межведомственных согласований с органами опеки и попечительства, психолого-медико-педагогических комиссий, а также органов власти, ответственных за развитие цифровых технологий, в том числе для организации обратной связи и мониторинга удовлетворенности родителей.
На секции 1. « Лучшие практики организации психолого-педагогической, методической, диагностической и консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет» доклады представили Шафикова Нафиса Римовна, заместитель начальника МКУ "Управление образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района" Республики Татарстан, Елена Юрьевна Герасимова, к.с.н., доцент, научный консультант АНОО «Центр образования «Егоза», г. Казань, практический психолог, системный семейный терапевт, Реснянская Наталья Леонидовна, директор АНОО «Центр образования «Егоза», член общественной палаты Республики Татарстан, член общественного совета при Министерстве образования и науки РТ, кандидат педагогических наук (г. Казань), Шафикова Диляра Раифовна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №5 «Бэлэкэч» с Пестрецы Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, Самиева Наиля Раисовна, заведующий Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка-детский сад № 4 города Арск» Арского муниципального района Республики Татарстан, Галлямова Айзира Гаптелфартовна - старший воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка-детский сад № 4 города Арск» Арского муниципального района Республики Татарстан, Журавлева Алла Викторовна - педагог-психолог Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка-детский сад № 4 города Арск» Арского муниципального района Республики Татарстан, а также Ижетникова Ольга Игоревна, заведующий Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 204» Лапландия г. Чебоксары Чувашской Республики и Трифонова Ольга Владимировна, учитель-логопед этого детского сада.
Ключевым на секции стало обсуждение опыта образовательных организаций республики Татарстан и Чувашской республики, которые представили эффективные модели и механизмы организации работы консультационных центров, апробированные в реальной практике по управлению грантами, предоставленных на реализацию проектов, обеспечивающих создание инфраструктуры центров (служб) оказания психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста. Высокую оценку получили предложенныеинновационные формы оказания методической и практической помощи родителям детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные организации, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, а также дистанционные формы, такие как: вебинары, супервизии, семейные гостиные.
По итогам работы секции как перспективные направления были поддержаны:
• «коробочное решение» организации предоставления услуги с использованием методов диагностики ситуации в семье, условий развития ребенка и методического сопровождения для предупреждения негативных сценариев развития;
• адресный характер оказания услуг со специализацией услуг для детей с особенностями развития;
• сопровождение реализации проекта широкой информационной поддержкой, опора на НКО в формировании просвещенного и ответственного родительства;
На секции 2. «Стратегии работы с грантами: организация работы, достижение результатов, отчетность» основное внимание были уделено вопросам - как подавать заявки на грант, направленного на создание центров (служб) оказания психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, преимущественно не посещающих дошкольные образовательные организации, и как правильно оформлять все документы и отчетность по гранту. По этим актуальным вопросам выступили – Суркова Надежда Егоровна и Колесова Лилия Леонидовна. В своем докладе Лилия Леонидовна сделала акцент на работе с электронным бюджетом, поскольку именно по этому направлению было много вопросов, которые участники семинара отправляли на горячую линию.
Высокая актуальность обсуждения на этой секции связана с тем фактом, что отчеты по грантам надо предоставить до конца 2021 года, а не в начале 2022 года, то есть фактически начать заранее готовить все документы и правильно их оформлять, как по содержательным результатам, так и по финансовым отчетам.
В докладах участников обеих секций серьезное внимание было уделено вопросам консультирования родителей и их значимости в контексте современных вызов, особенно сохраняющимся угрозам COVID-19 и вынужденным закрытием части групп в детских садах, когда родители вновь и вновь рискуют остаться наедине с детьми и лишь для небольшой части сохраняются дежурные группы. Как подчеркнули участники в этот период групповые занятия с родителями и детьми, обучения навыкам игровой деятельности в соответствии с возрастом детей, методики предотвращения стрессов, как у детей, так и у родителей становятся самими востребованными. Речь шла и о механизмах ресурсного обеспечения и управления для достижения высокого качества работы с родителями, умения пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком, в формировании практических навыков, в получении современной и достоверной педагогической, психологической, методической информации. Участники подчеркивали необходимость активного использования дистанционных технологий, развития мобильных сервисов, опору на сетевое взаимодействие в рамках муниципалитетов и регионов.
Для выполнения сложных задач, по мнению, участников, необходимо сфокусировать усилия на развитии кадрового потенциала консультационных центров (служб), предоставить педагогам возможность профессионального развития и приобретения навыков, необходимых для консультирования родителей, обучения родителей навыкам взаимодействия со своими детьми, особенно с детьми с ОВЗ.
В целях совершенствования механизмов государственного управления в сфере создания и поддержки консультационных центров и служб, оказывающих психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь родителям с детьми дошкольного возраста, участниками предложено согласовать общие требования в этой сфере, разработать и использовать единую систему критериев/показателей качества оказываемых услуг и мониторинговых процедур на всех уровнях образовательной системы Российской Федерации: федеральном, региональном и муниципальном.
Во время семинара велась запись всех выступлений и обсуждений, кроме того, докладчики представили презентации выступлений. Участникам были разосланы аналитические материалы, изданные Национальным исследовательским университетом Высшая школа экономики по вопросам развития консультационной помощи родителям, доступности дошкольного образования, а также оплаты труда педагогов и специалистов в дошкольном образовании. Все материалы, включая видео доступны на сайте http://con2con.tilda.ws/ и могут быть использованы в дальнейшей работе.