Центр финансово-экономических решений Института образования НИУ ВШЭ разработал перечень имеющихся пределов для привлечения действующих работников ИТ-индустрии к преподаванию в системе профессионального образования по информационным технологиям, по уровням и видам образовательных программ, с комментариями
Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы с ПЭВМ могут ограничивать использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в образовательном процессе, а, следовательно, и быть пределами привлечения специалистов в таком формате.
Кроме того, отмечены чисто локальные пределы привлечения специалистов – а именно, неудобное локальное нормативное регулирование организационных вопросов (выдачи ключей, оформления пропусков, ведения внутренней документации и т.п.), разнородный уровень подготовки обучающихся в группах, что делает сложным работу с такой группой для специалиста (и могло бы быть решено в формате отдельной комплектации обучающихся для такого обучения локальным образом).
Для должностей преподавателя, старшего преподавателя, ассистента в целях преподавания по программам бакалавриата профессиональный стандарт в качестве основного требования вводит необходимость иметь высшее образование соответствующей направленности, профиля, уровня специалитет либо магистратура. Лица с образованием уровня бакалавриат не смогут быть привлечены для замещения данных должностей. Аналогичное требование установлено и по должности доцента.
При этом по должности профессора профессиональный стандарт требует иметь ученую степень (звание), что делает для ряда специалистов невозможным занятие такой должности в связи с их отсутствием, независимо от уровня реальной квалификации и значимости такого специалиста для образовательного процесса. Данное ограничение напрямую влияет на уровень оплаты труда специалиста.
Кроме того, для руководства подготовкой аспирантов (адъюнктов) по индивидуальному учебному плану требуется в том числе и наличие публикаций в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях и (или) представления на национальных и международных конференциях результатов научно-исследовательской (творческой) деятельности, соответствующей области исследований аспиранта (адъюнкта). В случае, если специалист не соответствует данным требованиям, он не сможет формально выступать руководителем аспиранта (однако может быть привлечен в качестве консультанта, что может быть учтено в составе нагрузки и оплате труда, если локальными нормативными актами будет предусмотрен такой вид педагогической нагрузки).
Заключение гражданско-правового договора может быть ограничено, фактически, требованиями ФГОС. Стандарты требуют, чтобы при организации образовательной деятельности доля штатных научно-педагогических работников составляла не менее установленного процента, который может быть довольно высоким (до 70 процентов). Это означает, что для организации может оказаться невозможным заключение иного, кроме трудового, договора, т.к. иначе не будут соблюдаться требования к кадровому обеспечению, установленные стандартом.
При этом могут устанавливаться достаточно высокие требования к доле работников, имеющих ученую степень и (или) учебное звание, до 80 процентов, что также может ограничивать привлечение специалистов, которые зачастую, несмотря на высокий уровень квалификации, не имеют организационных и временных возможностей для получения, например, ученой степени. При этом доля работников, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы, имеющих стаж в данной профессиональной области, напротив, зачастую довольно низкая, что не стимулирует привлечение специалистов к преподаванию – например, такая доля может составлять всего один процент.
Общее руководство научным содержанием программы магистратуры почти никогда не может быть осуществлено специалистом, поскольку для этого требуется одновременно и наличие ученой степени, и осуществление конкретных научно-исследовательских, творческих проектов, и выполнение требований по публикационной активности и апробации результатов деятельности на конференциях. Выполнение одновременно всех данных требований крайне затруднительно для лица, имеющего вовлеченность в ИТ-индустрию в качестве основного приложения своих способностей.
В рамках сетевой формы реализации образовательных программ партнерское взаимодействие возможно лишь с организациями высшего образования, и с организациями дополнительного профессионального образования и научными организациями по программам магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров (в соответствии с установленными законом возможностями). Ни с какими иными организациями, в том числе ИТ-организациями, прямое партнерство по реализации образовательных программ высшего образования невозможно. Преодоление данного предела за счет организации различного рода практик по программе возможно лишь до определенной степени, поскольку в соответствии с требованиями ФГОС к структуре образовательной программы практика ограничена определенными пределами.
Гибкость в составлении расписаний занятий ограничена также требованием исключить нерациональные затраты времени обучающихся.
В рамках сетевой формы реализации образовательных программ партнерское взаимодействие возможно лишь с профессиональными образовательными организациями и организациями высшего образования (в соответствии с установленными законом возможностями). Ни с какими иными организациями, в том числе ИТ-организациями, прямое партнерство по реализации образовательных программ среднего профессионального образования невозможно. Преодоление данного предела за счет организации различного рода практик по программе возможно лишь до определенной степени, поскольку в соответствии с требованиями ФГОС к структуре образовательной программы практика ограничена определенными пределами.
При организации привлечения специалистов в форматах дистанционного образования, электронного обучения существуют ограничения в части перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Гибкость в составлении расписаний занятий ограничена также максимальным объемом учебной нагрузки обучающихся. Устанавливаются также санитарно-эпидемиологические требования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих при составлении расписания, в зависимости от динамики работоспособности обучающихся и степени сложности учебного материала (например, требования к чередованию предметов, к проведению занятий в определенные часы, например, 2-4 часы, к чередованию предметов и т.п.). Данные требования также ограничивают возможности составления расписания.
Сценарии индивидуального привлечения специалиста.
1. Прием на работу по основному месту работы.
Описание. Специалист переходит по основному месту работы в организацию.
Пределы реализации. Фактически никаких дополнительных пределов нет, т.к. основным местом работы становится организация. Вместе с тем, не для всех доступен такой вариант, т.к. требуется соответствие требованиям профессионального стандарта. Предлагаемая оплата может оказаться неконкурентной.
Риски реализации. Утрата связи с практическим опытом работы, которая может сказаться в течение довольно короткого срока отрыва от ИТ-индустрии, либо риск перегрузки и профессионального выгорания, если работник продолжит в том числе работать в ИТ-индустрии, что повлечет высокую нагрузку. Демотивация работника в связи со снижением заработной платы и невозможностью конкурировать с академическими работниками сразу же (в связи с отсутствием ученой степени, публикаций и подобных академических достижений, на выполнение которых требуется существенное время). Демотивация в связи с большим количеством бюрократических процедур в организации. Потребуется время на подготовку документов для приема на работу, медицинского осмотра, и, возможно, для прохождения конкурса (на должность ППС), что может привести к решению отказаться от приема на работу. В последующем потребуется время на прохождение необходимого обучения и информирования (охрана труда, работа с персональными данными, с запрещенной для детей информацией и т.п.), прохождение повышения квалификации раз в три года, периодических медицинских осмотров, аттестации на соответствие занимаемой должности, что может демотивировать и привести к решению отказаться от продолжения работы.
2. Прием на работу по совместительству
Описание. Специалист приходит на работу по совместительству в организацию.
Пределы реализации. Как в сценарии 1, одновременно с этим пределы по максимальному времени привлечения к образованию, сложности с удобным расписанием занятий (возможность привлечения, фактически, в раннее утреннее, позднее вечернее время и выходные дни). Сложности с согласованием графика работы с ИТ-организацией.
Риски реализации. Как в сценарии 1, кроме риска утраты практического опыта работы, одновременно с этим более высокие риски отказа от работы по совместительству в связи с высокой нагрузкой, с низкой заработной платой, не соответствующей субъективной оценке прилагаемых усилий.
3. Заключение гражданско-правового договора.
Описание.Заключается гражданско-правовой договор, включая, возможно, о почасовой оплате труда.
Пределы реализации. Вытекают из необходимости обеспечить высокий размер ФОТ и фактического выведения данных средств из ФОТ. Пределы вытекают из законодательства о закупках услуг. Кроме того, могут возникнуть сложности с возложением иных обязанностей, кроме преподавания (методическая работа, работа с обучающимися и т.п.). Предлагаемая оплата может оказаться неконкурентной.
Риски реализации. Организация не выполняет обязательств по оплате труда педагогов. Риски признания договора фактически трудовым, с последующими доначислениями и внеочередными проверками. Риски нарушения законодательства о закупках.
1. Работа в рамках сетевой формы реализации программы.
Описание. Организация и ИТ-организация совместно реализуют образовательную программу, ИТ-организация привлекает своих работников.
Пределы реализации. Практически невозможно, т.к. образовательное законодательство строго ограничивает возможности реализации основных профессиональных образовательных программ. Требуется предварительное внесение изменений в федеральное законодательство. В случае, если требуется передача имущества, пределами могут служить сложные требования к порядку распоряжения государственным и муниципальным имуществом. Потребуется внесение изменений в лицензию.
Риски реализации. Падение качества образования, снижение безопасности организации образовательного процесса. Высокий риск ошибок при составлении правовых документов. Вместе с тем, все риски могут быть нивелированы в ходе договорной работы и при изменениях федерального законодательства.
2. Работа в рамках базовой кафедры.
Описание. Создается кафедра в ИТ-организации.
Пределы реализации. Потребуется предварительное заключение договора, внесение изменений в лицензию.
Риски реализации.Падение качества образования, снижение безопасности организации образовательного процесса. Незаинтересованность работников ИТ-организации в образовательной нагрузке на них по причине низкого уровня оплаты такой нагрузки. Вместе с тем, все риски могут быть нивелированы в ходе договорной работы.
3. Работа в рамках проводимой практики.
Описание. Организуется практика для обучающихся в ИТ-организации.
Пределы реализации. Потребуется предварительное заключение договора и, возможно, внесение изменений в лицензию. Максимальный объем практики ограничен требованиями ФГОС к структуре программы.
Риски реализации. Падение качества образования, снижение безопасности организации образовательного процесса. Незаинтересованность работников ИТ-организации в образовательной нагрузке на них по причине низкого уровня оплаты такой нагрузки. Вместе с тем, все риски могут быть нивелированы в ходе договорной работы.
1. Передача прав на результаты интеллектуальной деятельности специалистом.
Описание. Заключение договора (лицензионного, о передаче исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности) со специалистом либо с организацией-работодателем.
Пределы реализации. Ограниченные возможности использования квалификации специалиста – только использование результатов его интеллектуального труда, без привлечения к реальному образовательному процессу. Стоимость подготовки в высоком качестве и включения материалов в электронную образовательную среду может быть высокой. Использование возможно лишь в рамках определенных форм образовательной работы с обучающимися (самостоятельная работа, лекционные занятия, и другие). Формат не является универсальным.
Риски реализации. Риски несоблюдения санитарных и иных требований при внедрении дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Риски устаревания информации, представленной в результатах интеллектуальной деятельности. Риски неверного оформления авторского произведения работодателем специалиста.